Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

газетно-публицистические жанры

Педагогическое речеведение

Газетно-публицистические жанры - заметка, репортаж, корреспонденция, интервью, статья, рецензия, обзор печати, памфлет, очерк, фельетон, а также малые формы - зарисовка, эссе. Их основная целеустановка - убеждение читателя, слушателя. Эти публицистические жанры делятся на информативные, аналитические и художественно-публицистические. Подобное разделение, конечно, условное: информативные жанры, например, хотя в них и преобладает функция сообщения, также широко используют средства анализа и обобщения.

К информативным жанрам, как правило, относят хронику, заметку, репортаж, корреспонденцию, некоторые интервью. Их назначение - оперативно откликнуться на общественно значимое событие или явление действительности. Аналитический вид жанров составляют статья, рецензия, обзор печати, письмо. К художественно-публицистическим жанрам относят памфлет, очерк, фельетон, эссе. Кроме того, у каждого жанра есть свои особенности, свои устойчивые признаки. Причем выделение каждого из них основывается на учете следующих признаков, составляющих типовую для каждого жанра ситуацию:

конкретное назначение, своеобразие той творческой задачи,

которую необходимо решать в данном высказывании. Сообщение,

популяризация - назначение заметки, специфика репортажа - наглядно представить читателю картину события, в задачи статьи входит разъяснение и анализ событий, отзыв- размышления, впечатления автора по поводу услышанного, прочитанного. Таким образом, одна и та же тема может быть решена по-разному в каждом

из газетно-публицистических жанров;

масштаб охвата действительности. Так, например, в заметке сообщается, как правило, об одном факте или событии общественной жизни, в статье же ведется широкое обобщение, решаются крупные вопросы. По масштабам различается и зримое изображение событий: в заметке дается отдельный момент событий, в репортаже

описывается все событие или его часть, но в деталях. Различаются литературно-публицистические рецензия и отзыв. Если отзыв освещает какую-либо сторону произведения и выражает отношение автора к описываемому, то в рецензии поднимается и освещается целый ряд вопросов с исходной темой. Чем масштабнее данные, которыми оперирует журналист, тем значительнее должны быть выводы

и обобщения. Поэтому в статье выводы обстоятельнее, чем в корреспонденции или заметке, а в литературно-критической статье или обозрении они крупнее, чем в рецензии на одну книгу;

- характер и способ организации общеязыковых стилистических средств. Так, в заметке чаще используются стандартизированные языковые средства. В репортаже больше употребляются разнообразные образные средства (метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы). Однако средства художественной стилистики, так называемого словесного образа, свойственны главным образом аналитическим и художественно-публицистическим жанрам.

Письменная речь публицистики подвержена сильному влиянию разговорной речи. Причина - в активизации общественно-политической жизни, ее демократизации. Использование разговорной речи - это тот путь, который сообщает публицистической речи простой и убедительный тон и ритм, приводит к облегчению синтаксических конструкций (обращения, повторы, эллипсы и др.).

Стандарт и экспрессия - неотъемлемые части, две противоборствующие тенденции, которые определяют функционирование языка в публицистическом стиле.

Лит.: Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. - М., 1978; Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи: Курс лекций по стилистике русского языка. - М., 1982; Газетные жанры. - М., 1976; Гринина-Земскова A.M. Сочинения в газетных жанрах: IV-VIII классы: Пособие для учителей. - М., 1977; Ладыженская Т.А., Новожилова Ф.А. Устные и письменные высказывания учащихся на патриотические темы // РЯШ. - 1976. - № 6.

О. М. Казарцева

Полезные сервисы